Категория:Диоскуры
Диоску́ры (Διόσκοροι (Διόσκουροι или κοῦραι)) | |
---|---|
![]() Питер Пауль Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа. 1617—18. Старая пинакотека. Мюнхен | |
Мифология: | Древнегреческая мифология |
Толкование имени: | «отроки Зевса» |
Династия: | Диоску́ры |
Связанные персонажи: | Боги-близнецы |
Связанные события: | Легенды |
Диоску́ры (др.-греч. Διόσκοροι, Διόσκουροι или Διὸς κοῦραι — буквально «отроки Зевса») — в древнегреческой мифологии Кастор и Полидевк (Κάστωρ «бобр» и Πολυδεύκης «много сладости», лат. Поллукс), близнецы, дети Леды. Участники похода аргонавтов и Калидонской охоты.
Содержание
Рождение[править]
В «Илиаде» имя Диоскуры не встречается, хотя Кастор и Полидевк упомянуты (III 237). В «Одиссее» при описании Аида Кастор и Полидевк называются Тиндаридами, детьми Тиндарея, супруга Леды. По наиболее распространённому взгляду, отец Кастора — Тиндарей, а отец Полидевка — Зевс; вследствие этого первый смертен, второй бессмертен. У Гесиода Кастора также называют сыном Зевса. В микенских текстах есть имя ka-to (Кастор).
Согласно песням Алкмана, родились на островке Пефн в Лаконике, Гермес перенёс их в Пеллану, где они были воспитаны. На островке стояли медные статуи Диоскуров величиною с фут. Носили шапки в форме конуса от яйца, в котором они были рождены. По словам Павсания мессенцы оспаривают Диоскуров у лакедемонян.
Классификация грамматиков, известная из речи Котты у Цицерона, выделяет три группы Диоскуров:
- Анакты — дети Зевса первого и Персефоны: Тритопатрей, Евбулей, Дионисий. См. Тритопатры.
- Кастор и Полидевк — дети Леды и Зевса третьего.
- Алкон, Меламп и Эмол — сыновья Атрея.
Подвиги[править]
Сказание говорит об участии Диоскуров в предприятиях других героев — в охоте на калидонского вепря, в походе аргонавтов; в Аттике рассказывали о походе их против Тесея с целью вернуть похищенную им сестру их Елену.
Посейдон подарил им коней и дал силу спасать терпящих кораблекрушение.
Кастор обучал Геракла сражаться в полном вооружении. Кастор известен как наездник, упражнялся в военном деле. Кастор победил в беге на Олимпийских играх, устроенных Гераклом. Полидевк упражнялся в кулачном бою и победил в кулачном бою на Олимпийских играх, устроенных Гераклом. В городе Гермиона показывали стадион, где состязались Диоскуры.
Кастор и Полидевк были участниками Калидонской охоты.
Во время похода в Аттику Кастор ранен в правое бедро Афидном.
Поход аргонавтов[править]
Кастор и Полидевк были аргонавтами.
Во время похода аргонавтов поднялась буря, и Орфей взмолился к самофракийским богам. Ветер утих, а к головам Диоскуров опустились две звезды. Поэтому попавшие в бурю мореходы молились самофракийским богам.
Во время похода Полидевк убил в кулачном бою Амика. Полидевк — участник состязаний в честь погребения Пелия, победил на них в кулачном бою. Кастор же на погребальных играх по Пелию победил в простом беге.
Похищение дочерей Левкиппа[править]
Полидевк похитил из Мессении дочь Левкиппа Фебу, Кастор похитил дочь Левкиппа Гилаиру, и они вступили с ними в брак. Похищение дочерей Левкиппа со свадьбы было изображено на картине Полигнота. По поводу украденного Диоскурами, в сообществе с сыновьями Афарея, стада быков — или, по другому сказанию, по поводу похищенных Диоскурами дочерей Левкиппа — невест сыновей Афарея Идаса и Линкея, — между Диоскурами и Афаретидами возникла ссора.
По одному рассказу, Кастор был убит Идом, а Полидевк одолел Линкея, и Зевс молнией убил Ида. Позже Полидевк поставил трофей в Спарте в знак победы над Линкеем. По другой версии, Кастор убил Линкея, Идас — Кастора, а Полидевк победил Идаса. По третьему рассказу, Идас убил Кастора. Полидевк кинулся их преследовать, метнул копье в Линкея и убил. Идас метнул камень в голову Полидевка и убил его. Полидевк был принят в число богов. Есть и версия, что Кастор был убит Линкеем. Согласно же XXII идиллии Феокрита, оба Диоскура остались живы, а Афаретиды погибли.
По более редкой версии Кастор был убит у города Афидны, по другой — когда Линкей и Идас осаждали Спарту. Полидевк получил от Зевса звезду (то есть дар бессмертия), но поделился даром с братом. Когда Зевс, на просьбу Полидевка дать ему умереть вместе с братом, предоставил ему на выбор или вечно пребывать на Олимпе одному, или вместе с братом проводить один день на Олимпе, другой — в гробнице (или в подземном царстве), то верный брат выбрал последнее, и с тех пор Диоскуры один день были бессмертными, другой смертными.
Почитание Диоскуров[править]
Позднее было принято, что один брат по очереди пребывал на Олимпе, другой — в подземном царстве; это сказание находится в связи с представлением о них, как о богах рассвета и сумерек, причём один был утренней, другой — вечерней звездой. Подобно индийским Ашвинам, оба близнеца почитались, по общему индоевропейским народам воззрению, как боги рассвета и сумерек. Греки видели Диоскуров в созвездии Близнецов. Их считали покровителями мореплавателей во время бури и воинов в битве. В Риме с древних времен Диоскуров чтили как идеальных представителей воинской доблести. Во время бурь и битв они являлись на помощь и сообщали необычайно быстро известия о победе.
Могила Кастора в Спарте, они были признаны богами 40 лет спустя после гибели. Также могилу Кастора показывали аргивяне, которые называли его «полуродоначальником».
Дом Диоскуров показывали в Спарте. Храм Полидевка находился около Спарты. Из Колхиды в Спарту Диоскуры привезли статую Ареса Ферита. В городе Лас они воздвигли храм Афины Асии, так как и у колхов есть это святилище. Диоскуров называют Великими богами, храм в Клиторе (Аркадия). Во время летнего солнцестояния Диоскуров приглашали к торжественному угощению за богато убранными столами; по греческим верованиям, они иногда видимо присутствовали на нём. Их принимал в гостях аркадец Евфорион из Пея (VII в. до н. э.).
Диоскуры с древних времен символически изображались в Спарте двумя соединёнными балками. Искусство изображало их в виде двух юношей, иногда с лошадьми и в шляпах моряков, с плоскими сзади и курчавыми спереди волосами. Знамениты колоссальные статуи Диоскуров, с конями, на Monte-Cavallo, против квиринальского дворца в Риме, находившиеся перед бывшими тут термами Константина. Иногда они имели различный вид: Кастор изображался укротителем коней, а Полидевк — кулачным бойцом.
Оба божества пользовались в глубокой древности большим почтением у сицилийских и италийских греков, у этрусков и у римлян. Последнее доказывается специально для Поллукса чрезвычайно распространенной в народных устах божбой: Edepol (= е deus Pollux;). Поллукс — (Pollux, древн. форма Polloces) — латинская форма имени Полидевка. Иногда оба диоскура назывались Polluces, но чаще Castores.
Образ в литературе и искусстве[править]
Им посвящены XVII и XXXIII гимны Гомера. Появляются как божества в трагедиях Еврипида «Елена» и «Электра». Упоминаются в трагедиях Патрокла из Турий и Софокла Младшего.
Действующие лица трагедии Тимесифея «Кастор и Полидевк», а также оперы Жан-Филиппа Рамо «Кастор и Поллукс» (1737).
Примечания[править]
<references group=""></references>
Автолик, Адмет, Акаст, Амфиарай, Аргос, Армений, Аскалаф, Аталанта, Зеф и Калаид, Бут, Геракл, Гилас, Девкалион, Кастор и Полидевк, Евриал, Еврит, Евфем, Идас, Идмон, Ификл (сын Амфитриона), Ификл (сын Фестия), Ифит (сын Еврита), Ифит (сын Навбола), Кеней, Кефей, Корон, Лаэрт, Линкей, Мелеагр, Менетий, Мопс, Нестор, Оилей, Орфей, Пеант, Пелей, Периклимен, Полифем, Талай, Теламон, Тифий, Филоктет, Эфалид, Эхион, Ясон |
Древнегреческая мифология и религия | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
География · Хронология · Флора · Фауна · Лошади · Катастеризм · Генеалогия богов | |||||||||||||
Первоначальные божества |
| ||||||||||||
Титаны |
| ||||||||||||
Олимпийские боги |
| ||||||||||||
Боги водной стихии |
| ||||||||||||
Хтонические божества |
| ||||||||||||
Земля |
| ||||||||||||
Категории: Религия и мифология · Боги и богини · Герои и героини · Мифические народы · Мифические существа · Брак Портал |
Эта категория в данный момент пуста.