Кибела
Кибе́ла (др.-греч. Κυβέλη, лат. Cybele), Цибела, иногда Кибеба (греч. Κυβήβη) — в древнегреческой мифологии<ref>Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 647; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 1</ref> богиня<ref>Еврипид. Вакханки 79</ref>, имеющая фригийские корни. Известна также под именами: Кивева, Диндимена, Идейская мать, Великая Мать богов. По функциям близка к богине Рее, иногда вплоть до отождествления. Согласно Страбону, получила свое имя от Кибел<ref name=autogenerated1>Страбон. География XII 5, 3 (стр.567)</ref>. Её храм в Сардах упоминает Геродот<ref>Геродот. История V 102</ref>.
Мифы о Кибеле[править]
Важную роль в мифах о Кибеле играет история Аттиса.
Кибела родила от Иасиона Корибанта. После смерти Иасиона Дардан, Кибела и Корибант перенесли в Азию священные обряды Матери богов и отправились во Фригию.<ref>Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 49, 2</ref>. Кибела от Олимпа родила Алку, которую назвала богиней Кибелой<ref>Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 49, 3</ref>. Либо это девочка, вскормленная на горах зверями и получившая имя от горы Кибелы, подруга Марсия, возлюбленная Аттиса. Когда ее отец убил Аттиса, она побежала по стране с тимпанами, дошла до Нисы, там ее полюбил Аполлон и преследовал до гипербореев<ref>Диодор Сицилийский. Историческая библиотека III 58-59 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 455-456, 544</ref>.
Пиндар написал ей дифирамб<ref>Пиндар, фр. 80 Бергк</ref>. Среди авторов элегий был крайне популярен рассказ о жреце Кибелы и льве<ref>Псевдо-Симонид. Эпиграмма 59. Пейдж и другие</ref>.
Кибеба[править]
Кибеба — древнее имя Кибелы<ref>Лукан. Фарсалия I 600; Фульгенций. Мифологии III 5</ref>. Возможно, восходит к месопотамской Кубабе. В лувийских надписях IX в. до н. э. божество Ати Купапа упомянута на рельефе с изображением Тархунта<ref>Баюн Л. С. Этнокультурные контакты в древней Малой Азии: Фригия, Юго-Восточная Анатолия, Северная Месопотамия. // Вестник древней истории. 2007. № 4. С. 157</ref>.
Матерь богов[править]
В микенских текстах встречается te-i-ja ma-te-re (? Theiai matrei, Матерь богов)<ref>Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С. 140</ref>.
Её упоминает Пиндар<ref>Пиндар. Пифийские песни III 79; дифирамб 1, ст. 8; фр. 95</ref>. Ее статую создал Фидий<ref>Павсаний. Описание Эллады I 3, 5</ref>. Ей был посвящён храм в Пессинунте, называвшийся Агдистис, где был похоронен Аттис<ref>Павсаний. Описание Эллады I 4, 5</ref>, а также храм в Анагирунте (Аттика)<ref>Павсаний. Описание Эллады I 31, 1</ref>. Ей посвящены XIV гимн Гомера и XXVII орфический гимн<ref>См. также Лукреций. О природе вещей II 594—643.</ref>.
Диндимена[править]
Диндимена (Диндимида) — распространённый эпитет Матери богов<ref>Геродот. История I 80; Павсаний. Описание Эллады IX 25, 3; Страбон. География X 3, 12 (стр. 469); См. Нонн. Деяния Диониса XV 397.</ref>, по названию горы Диндим над городом Пессинунт<ref name=autogenerated1 />. Святилище Диндимены на горе над Кизиком основали аргонавты<ref>Страбон. География XII 8, 11 (стр. 575)</ref>. Храм богини-матери Диндимены в Фивах был воздвигнут Пиндаром<ref>Павсаний. Описание Эллады IX 25, 3</ref>.
Культ Кибелы[править]
Первоначально фригийская богиня, олицетворение матери-природы, почитавшаяся и в большей части областей Малой Азии (особенно у горы Иды, в Лидии, Вифинии и Галатии). Спутниками богини, фригийское название которой было Аммас, считались корибанты, куреты и идейские дактили; её любимцем являлся прекрасный юноша Аттис; также с её культом были как-то связаны кабиры. Через посредство греческих колоний в Малой Азии культ Кибелы рано проник и в Грецию, где она была отождествлена с критской матерью Зевса, Реей, и обыкновенно называлась «великой матерью богов».
От служителей Кибелы, исполнявших культ, требовалось полное подчинение своему божеству, доведение себя до экстатического состояния, вплоть до нанесения друг другу кровавых ран и оскопления во имя Кибелы неофитов, предававших себя в руки этой богини.
Главные атрибуты Кибелы — золотая колесница, запряжённая львами, и корона в виде зубчатой башни. Окружение её составляли безумствующие корибанты и куреты, дикие пантеры и львы. Кибела выступала как дарительница плодородия, владычествующая над горами, лесами и зверями.
В Афинах ей был посвящен храм, с её названием, работы Фидия или Агоракрита.
Введение культа Кибелы в Риме (204 год до н. э.) совпало с концом Второй Пунической войны, когда Рим активно продвигался на восток<ref>Тит Ливий. XXIX, 10; 14.</ref>. Согласно изречению «Сивиллиных книг», торжественно был перевезен особым посольством древний символ культа богини, темноцветный камень (вероятно, метеорит), из её храма в Пессинунте. В порту Остия Богиню встречали все женщины, и когда статуя Богини «нисходила» на берег, ее должны были нести девы к храму Победы на Дворцовом Холме. День, когда это произошло — 12 апреля, соблюдался впоследствии как фестиваль Мегалесия<ref>Тит Ливий. XXXIV, 54; XXXVI, 36.</ref>. С тех пор культ богини, под именем «великой матери» (Mater magna), сделался государственным; им заведовала особая коллегия жрецов. Самим римлянам сначала было запрещено принимать участие в обрядах культа Кибелы; распространяться между ними он начал лишь во времена Империи. Особенно много народу привлекали искупительные жертвы Кибеле: тавроболии и криоболии (посвящение в культ путём орошения бычьей или бараньей кровью). Для этого периода характерно слияние Кибелы и Опс, римской богини посевов и жатвы. Наибольшую пышность празднества в честь богини обрели в эпоху империи. Именно тогда в эпоху особого развития религиозного синкретизма Кибела становится покровительницей благосостояния городов и вообще всего государства.
Античное искусство представляло Кибелу в виде богато одетой матроны, с башенной короной на голове; в одной руке у нее тимпан, в другой иногда колосья или скипетр; она сидит на троне, окружённом львами, или в колеснице, запряженной львами; иногда представлена и верхом на льве.
В честь Кибелы назван астероид (65) Кибела, открытый в 1861 году.
Примечания[править]
<references group=""></references>
Древнеримская религия и мифология | ||
---|---|---|
Главные боги | ![]() | |
Жрецы |
Авгуры • Августалы • Арвальские братья • Великий понтифик • Весталки • Гаруспик • Коллегия понтификов • Салии • Священный царь • Фециалы • Тиции • Фламины • Эпулоны | |
Верования и ритуалы |
Книги Сивилл • Праздники (Квинкватрии • Консуалии • Лемурия • Луперкалии • Матроналии • Нептуналии • Паренталии • Сатурналии • Терентинские игры • Цереалии • Ювеналии) • Храм • Ауспиция | |
Другие боги, божества и духи | ||
Персонификация | ||
Категории: Религия и мифология · Боги и богини · Герои и героини · Мифические народы · Мифические существа Портал |
<span id="interwiki-la-fa" />