Омфала

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск

Омфа́ла (др.-греч. Ὀμφάλη) — в древнегреческой мифологии<ref> Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.255; См. Эсхил. Агамемнон 1040—1041. </ref> лидийская царица, дочь (по другим рабыня) бога реки Иардана (Ἰάρδανος), жена, затем вдова Тмола (бога горы).

Когда Геракл, в наказание за убийство Евритова сына Ифита, был продан Гермесом в рабство (по Ферекиду, продан за 3 таланта<ref> Схолии к Гомеру. Одиссея XXI 22 // Примечания В. Г. Боруховича в кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972. С.156 </ref>), госпожой его оказалась Омфала, и 3 года Геракл находился у неё в услужении (либо год<ref> Софокл. Трахинянки 69-70 </ref>). Геракл подарил ей боевой топор (лабрис), захваченный им у Ипполиты<ref> Плутарх. Греческие вопросы 45 </ref>.

Очарованный ею Геракл позабыл о своей воинственности и мужественности, сложил у ног царицы дубину и львиную шкуру и облёкся в женские одежды<ref> Сенека. Федра 317—329 </ref>. Вместо прежних тяжёлых работ ему приходилось теперь сидеть над пряжей в кругу рабынь и угождать прихотям любимой госпожи.

У Омфалы от Геракла было несколько детей. Она родила Гераклу Агелая (либо Лама<ref> Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 31, 8 </ref>)<ref> Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 19 далее </ref>; либо родила Гераклу Тирсена<ref> Павсаний. Описание Эллады II 21, 3 </ref>. Она считалась родоначальницей лидийских царей, главным образом тех, которые происходили от ассирийских Гераклидов (см. Лид).

По истолкованиям учёных нового времени, это малоазиатская полубогиня, наполовину воинственного, наполовину женственного характера, покровительница удовольствий и представительница женской производительности. Её отождествляли иногда с финикийской Астартой или Афродитой-Уранией и считали богиней луны.

В литературе и искусстве[править]

Действующее лицо сатировских драм Ахея Эретрийского и Иона Хиосского «Омфала», ряда комедий.

Этим сказанием не раз пользовались поэты, например Ахей, Антифан, младший Кратин, Ион; Аспазия в комедиях выводилась под именем Όμφάλη νεά (Новая Омфала). Мифом об Омфале пользовались живописцы; так, известна Помпейская картина, на которой изображен Геракл, облаченный в женские одежды, в обществе женщин-рабынь и строгой царицы, отнявшей у героя атрибуты его воинственности.

Картины Веронезе, Рубенса (1603), Иоганна Генриха Тишбейна (1754) и др.

Симфоническая поэма Сен-Санса Прялка Омфалы (1871). Драма Петера Хакса Омфала (1969).

Примечания[править]

<references group=""></references>


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).