Эвандр (мифология)

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск
Файл:Euander-Pallene.jpg
Портрет из сборника биографий
Promptuarii Iconum Insigniorum (1553 год)

Эвандр, Евандр (лат. Euandros, др.-греч. Εὔανδρος «хороший человек») — в древнеримской мифологии<ref> Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.655, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.568</ref> герой, сын Гермеса и аркадской нимфы, дочери Ладона. Его мать называли Фемида, Феспиода и Кармента<ref> Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 31, 3 </ref>. В юности встречался с Приамом и Анхисом<ref> Вергилий. Энеида VIII 157—168 </ref>.

За 60 лет до Троянской войны выселился из аркадского города Паллантия, в царствование Фавна прибыл на место будущего Рима и назвавший холм, на котором он поселился, по имени своей родины Палациумом (Палатинском холм). Согласно Павсанию, он стоял во главе отряда из Паллантия, послан для вывода колонии и основал город на берегу Тибра, отсюда название Палатин<ref> Павсаний. Описание Эллады VIII 43, 2 </ref>. Его статуя была в Паллантии<ref> Павсаний. Описание Эллады VIII 44, 5 </ref>.

Он научил обитавших здесь аборигенов Лация письменам и музыке и учредил в честь Пана праздник Луперкалий. По различным авторам, он принёс буквы из Аркадии в Италию, где его мать Кармента переделала их в латинские<ref> Гигин. Мифы 277 </ref>, научил аборигенов письменности<ref> Тацит. Анналы XI 14 </ref>. Научил аборигинов сеять и запряг быков<ref> Аврелий Виктор. Происхождение римского народа 5, 4 </ref>.

По другим версиям, он был либо сыном Эхема и Тимандры<ref> Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия VIII 130 // Гесиод. Полное собрание текстов. М., 2001. С.101, 143 </ref>; либо внуком Палланта, и убил своего отца по наущению матери<ref> Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия VIII 51 // Маяк И. Л. Рим первых царей. М., 1983. С.68; Первый Ватиканский мифограф I 69, 2 </ref>.

По ещё одному сказанию, Евандр — сын Никостраты (у римлян Карменты), оказал гостеприимство Гераклу, гнавшему быков Гериона<ref> Страбон. География V 3, 3 (стр.230) </ref>. Воздвиг алтарь Гераклу и принес ему в жертву телку<ref> Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 40, 2 </ref>. Этот алтарь и храм Геракла сгорели в 64 г н. э.<ref> Тацит. Анналы XV 41 </ref>.

По толкованию Швеглера («Rom. Gesch.» I, 354—83), Евандр — не что иное, как греческий перевод латинского Faunus, а Пан, Фавн, Луперк и Евандр — одно и то же божество.

Некоторые исследователи видят в мифе об Эвандре отражение микенской колонизации Лация в XIII веке до н. э..

Литература[править]

  • Маяк, И. Л. Рим первых царей: Генезис римского полиса. М., 1983. С. 82—83.

<references group=""></references>

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).